Мост в "страну глухих"


Все родители боятся услышать диагноз "глухота": неужели малыш никогда не узнает, как звучит музыка и щебечут птички, не услышит ласковый мамин голоса и будет отрезанным от нормально слышащих людей. Как общаться с таким ребенком?

 

Факторы риска

altЕще в роддоме врач-неонатолог оценивает факторы риска, которые могли привести к снижению слуха у ребенка. Если присутствует хотя бы один из них, при выписке маме советуют, как можно раньше обследовать ребенка.

 

Факторов риска достаточно много. К ним, прежде всего, относятся:
- инфекционные заболевания мамы во время беременности;
- токсикозы беременности;
- внутричерепная родовая травма;
- асфиксия новорожденного;
- гемолитическая болезнь новорожденных;
- гипербилирубинемия;
- небольшая масса тела при появлении на свет (менее 1500 г);
- наследственные заболевания;
- недоношенность;
- переношенность;
- прием препаратов с ототоксическим действием (некоторые антибиотики);

- патология челюстно-лицевого скелета у младенца.

Малыш, родившийся здоровым, может потерять слух и позже, например, в результате инфекционных заболеваний: скарлатины, паротита, гриппа, отита, менингита, энцефалита. Поэтому если ребенок переболел перечисленными болезнями, то через месяц после выздоровления желательно проверить слух.


Проверка слуха

 

Если выявлены факторы риска, родители должны обратиться к участковому педиатру или лору, который с помощью специального прибора, звукореактотеста, проверит, как слышит малютка. Если подозрение на снижение слуха подтвердится или врач не даст стопроцентной гарантии, что со слухом у младенца все в порядке, он даст направление в сурдологический кабинет или центр для проведения углубленного обследования.

Проверить у ребенка слух можно и без сложной аппаратуры. Существует абсолютно доступный метод под названием «гороховые пробы». Для обследования понадобятся четыре пластмассовые баночки.
Каждая из них на одну треть заполняется: нелущенным горохом, гречкой-ядрицей, манкой. А четвертая - остается пустой.
Положите кроху на пеленальный столик. Проверяющий находится перед ребенком, чтобы видеть его реакцию на звук, и начинает трясти баночки на небольшом расстоянии от ушка малютки. В одной руке баночка с крупой (сначала с манкой, затем - с гречкой, потом - с горохом), а в другой - пустая.
 
Малыш должен каким-то образом отреагировать на звук: возможно, замереть или вздрогнуть, заморгать. Пустая баночка поможетисключить ситуацию, когда кроха поворачивается с целью рассмотреть интересный ему предмет. Если есть реакция на звучание баночки с манкой, эксперимент можно не продолжать.

Не волнуйтесь, если до четырех месяцев ребенок не слышит баночку с манкой: это норма. Такой кроха пока не может определить направление звука. Что касается деток старше четырех месяцев, то они должны реагировать на звучание всех трех баночек. Важно, что эксперимент не рекомендуется проводить снова и снова. Это приведет только к торможению реакций на звук и затруднит дальнейшее обследование.


Что должно насторожить?

Естественно, новорожденный не будет реагировать на звук так же, как "большие дяди и тети". Механизм формирования слуха - постепенный процесс, поэтому каждому возрасту соответствует своя норма в поведении малыша.

- в первые 2-3 недели жизни младенец обычно вздрагивает от громких звуков, замирает, перестает двигаться, замолкает, если до этого кричал;
- в возрасте 1 месяца кроха должен поворачиваться на голос позади себя;
- в возрасте 4 месяцев ребенок поворачивает голову по направлению звучащей игрушки или голоса;
- с 3 до 6 месяцев малютка кричит в ответ на резкие, непривычные звуки;

- к 4-5 месяцам лепечет;
- к 1 году - первые слова.

Очень важно регулярно проверять слух у ребенка. По данным всероссийской диспансеризации, около 30% детей страдают незначительными нарушениями слуха. Большинство из нарушений были кондуктивными, то есть поддающимися излечению. Такие нарушения развиваются при хроническом отите, серных пробках, аденоидах, дефектах слуховых раковин, барабанных перепонок. А ведь вследствие даже незначительного нарушения слуха замедляется развитие малыша.

В 2~2,5 месяца малыши начинают гулить, постепенно слышащий ребенок пытается воспроизвести разные звуки. Так гуление постепенно переходит в лепет - осознанное повторение звуков родного языка. В этот момент пути развития нормально слышащего и глухого ребенка расходятся. Для неслышащего младенца звуков не существует, поэтому естественный путь развития речи для него закрыт. Если начать заниматься в 2-3 года, то между малышом и миром слышащих уже существует пропасть, через которую придется наводить мосты много лет.

Если же выявить нарушения слуха на первом году жизни, то, хоть и позже, чем нормально слышащие дети, но малыш со сниженным слухом сможет общаться с помощью речи, а когда подрастет, то его речь практически не будет отличаться от речи здорового человека.

 

Слуховой аппарат врачи стараются подобрать ребенку как можно раньше, с первых месяцев жизни. Занятия с такими детьми на первом году жизни проводит мама. Самое главное в начале занятий - сразу же откликаться на зов крохи, чтобы он понял - с помощью голоса можно общаться. Специалист-сурдопедагог только направляет работу родителей и контролирует достижения ребенка. Терпение и труд родителей не пройдут даром - ребенок сможет полноценно общаться.

 

Источник

MedKnow.Ru