Все родители боятся услышать диагноз "глухота": неужели малыш никогда не узнает, как звучит музыка и щебечут птички, не услышит ласковый мамин голоса и будет отрезанным от нормально слышащих людей. Как общаться с таким ребенком?
- инфекционные заболевания мамы во время беременности;
- токсикозы беременности;
- внутричерепная родовая травма;
- асфиксия новорожденного;
- гемолитическая болезнь новорожденных;
- гипербилирубинемия;
- небольшая масса тела при появлении на свет (менее 1500 г);
- наследственные заболевания;
- недоношенность;
- переношенность;
- прием препаратов с ототоксическим действием (некоторые антибиотики);
- патология челюстно-лицевого скелета у младенца.
Если выявлены факторы риска, родители должны обратиться к участковому педиатру или лору, который с помощью специального прибора, звукореактотеста, проверит, как слышит малютка. Если подозрение на снижение слуха подтвердится или врач не даст стопроцентной гарантии, что со слухом у младенца все в порядке, он даст направление в сурдологический кабинет или центр для проведения углубленного обследования.
Не волнуйтесь, если до четырех месяцев ребенок не слышит баночку с манкой: это норма. Такой кроха пока не может определить направление звука. Что касается деток старше четырех месяцев, то они должны реагировать на звучание всех трех баночек. Важно, что эксперимент не рекомендуется проводить снова и снова. Это приведет только к торможению реакций на звук и затруднит дальнейшее обследование.
- в первые 2-3 недели жизни младенец обычно вздрагивает от громких звуков, замирает, перестает двигаться, замолкает, если до этого кричал;
- в возрасте 1 месяца кроха должен поворачиваться на голос позади себя;
- в возрасте 4 месяцев ребенок поворачивает голову по направлению звучащей игрушки или голоса;
- с 3 до 6 месяцев малютка кричит в ответ на резкие, непривычные звуки;
- к 4-5 месяцам лепечет;
- к 1 году - первые слова.
В 2~2,5 месяца малыши начинают гулить, постепенно слышащий ребенок пытается воспроизвести разные звуки. Так гуление постепенно переходит в лепет - осознанное повторение звуков родного языка. В этот момент пути развития нормально слышащего и глухого ребенка расходятся. Для неслышащего младенца звуков не существует, поэтому естественный путь развития речи для него закрыт. Если начать заниматься в 2-3 года, то между малышом и миром слышащих уже существует пропасть, через которую придется наводить мосты много лет.
Если же выявить нарушения слуха на первом году жизни, то, хоть и позже, чем нормально слышащие дети, но малыш со сниженным слухом сможет общаться с помощью речи, а когда подрастет, то его речь практически не будет отличаться от речи здорового человека.
Источник