- Календарь развития речи
- Разговорите молчуна
- Речевая карта
- Правильно строим предложения
- Называем действия предметов
- Учим предлоги
С 6 месяцев способен понимать отдельные команды: «поцелуй маму», «где папа?», «дай игрушку» «можно», «нельзя».
С 10 месяцев малыш знает, как называются отдельные предметы.
С 12 месяцев ребенок показывает предметы на сюжетных картинках.
В два с половиной года кроха понимает слова-действия: «покажи, кто на картинке сидит», «кто спит», «кто рисует»; двухступенчатые просьбы: «иди в комнату и принеси мишку»; предлоги: «на чем ты сидишь?».
К трем годам карапуз слушает и понимает короткие сказки, сопровождаемые картинками и без иллюстраций.
В 4 года ребенок понимает сложноподчиненные предложения.
Есть мнение, что в речевом развитии младенцев более важную роль играют папы. Несмотря на то, что мамы общаются с детьми больше, малыши тем не менее «равняются» на папину речь, стараются копировать папин способ построения фраз. К трем годам ситуация меняется: с этого возраста речевое влияние мам преобладает.
Пора забить тревогу, если:
- крохе больше года, а он не повторяет за мамой слоги и слова: «ба», «па», «га», «да», «ма» и т.п..;
- двухлетний ребенок не умеет строить высказывания из двух слов;
- в 2 года и 6 мес. не умеет строить предложения из 3-4 слов.
мишка, кукла, мяч (игрушки).
тарелка, чашка, ложка (посуда).
шапка, пальто, ботинки (одежда).
стул, стол, шкаф (мебель).
петух, собака, кошка (домашние животные).
цветок, дерево, листочки (растения).
груша, яблоко, персик (фрукты)
огурец, морковь, помидор (овощи)
автобус, машина, метро (транспорт)
голова, лапы, хвост (части тела животного).
рисовать, улыбаться, есть, одеваться, читать (действия).
близко, далеко (положение предмета)
Как мычит корова? Как тикают часы? Как кричит петух? Как лает собака? (звукоподражания)
«Найди мяч», «Возьми книжку и положи ее на стол», «Возьми куклу, заверни и положи в коляску» (умение показать, взять, отдать предмет).
Для начала он должен уметь понимать вопросы и отвечать на них. Вопросы чаще всего касаются месторасположения предмета и начинаются словами «Где?», «Куда?», «Откуда?», «На чем?» («Покажи, куда бабушка положила мишку?»; «Где лежит книжка?»).
Важно, чтобы малыш понимал вопрос «Кому?». «Кому мальчик дарит цветы?».
Нужно научить ребенка отвечать на вопросы «Что?», «Кого?», «У кого?»: «Что делает девочка? Кого везет автобус? У кого в руках мишка?».
Не забудьте и про вопрос со слова «Чем?»: «Покажи, чем мама режет хлеб? Чем ты вытираешь руки?».
Детей очень веселят подвижные игры, в которых им дают команды: «Шагай» - «Стой!», «Прыгай» - «Не прыгай»; «Пой» - «Не пой».
Словарный запас обогатят близкие по значению слова: подметает - чистит, моет - умывается - стирает, лежит – спит, а также противоположные по смыслу: сними - надень, застегни - расстегни.
Малышей также должен понимать соотношение количества предметов: ОДИН - МАЛО - МНОГО - НИ ОДНОГО. Для этого показывайте ему соответствующие картинки и сравнивайте, где предметов больше, а где меньше.
Иллюстрации помогут быстрее усвоить соотношение предметов по размеру: БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, СРЕДНИЙ.
Желательно также научить ребенка понимать пространственные наречия: впереди - сзади, внизу - вверху, далеко - близко.
В продаже сегодня можно найти «Азбуки для малышей» с яркими картинками. Подобные азбуки – прекрасный дидактический материал для занятий по развитию речи.
Неплохо поиграть с ребенком в игру на угадывание какого-либо предмета: «Покажи, чем ты копаешь песочек», «Угадай, о чем я говорю: он круглый, синий с белым, легкий, прыгает высоко, катается по полу».