Конфликты в песочнице


На улице дети не только играют друг с другом, но и ссорятся. Малыши по-разному реагируют на обиду – один сразу бежит жаловаться маме, другой дает сдачи, третий - молча отходит в сторону. Родители должны научить ребенка быть отзывчивым, отстаивать свою точку зрения и не ущемлять интересы другого малыша.

Общие советы

altЧтобы избежать конфликтов, в спорной ситуации сразу переключайте внимание ребенка на что-то другое. Если этого не получилось, поддержите своего ребенка: выслушайте его, поймите, что он чувствует и объясните, что чувствует другой ребенок. Затем покажите малышу, как можно изменить ситуацию.

Дети лучше всего воспринимают позитивные установки, поэтому не стоит часто говорить слово «нельзя». Вместо слов: «Нельзя ломать чужие куличики», - скажите: «Давай сделаем такие же куличики».

Если вашего малыша донимает ребенок намного старше или младше его, тотчас вмешивайтесь и прекращайте спор.

Запомните: вашему крохе нельзя бить других детей, но и вашего ребенка никто не смеет обижать. Ваш малыш вправе не давать никому свои игрушки. Вы же не даете никому свой автомобиль.

Обязательно поощряйте положительное поведение ребенка.

Если мама другого ребенка не вмешивается в конфликт, сами сделайте чужому ребенку замечание.

Ни в коем случае не ставьте других детей в пример своему ребенку!

Во время конфликта ребенок возбужден, поэтому обсуждение ситуации лучше отложить до дома.

 

Разбор конкретных ситуаций

1. Вам делают замечание.

Вы с ребенком гуляете, позабыв обо всем. Малыш шлепает по лужам, съезжает с горки на животе, возится голыми руками в песке. Родители других детей не выдерживают и говорят вам, что вы неправильно воспитываете ребенка, мол, слишком много ему позволяете.

Что делать? В такой ситуации лучше сдержаться и притвориться глухой, быть максимально вежливой, улыбаться и никак не реагировать на выпады со стороны.


2. Ваше чадо отбирает игрушку у другого.

Ваш ребенок отобрал игрушку, ее хозяин плачет и просит свою игрушку назад. Или вам дали поиграть игрушкой на время, но малыш не хочет ее отдавать.

Что делать? Объяснить ребенку, что есть «мое» и «чужое». Чужую собственность надо уважать. Скажите, что понимаете стремление малыша поиграть с чужой игрушкой. «Но она не наша, а другой девочки (мальчика), и он сам хочет с ней играть. Мы сможем поиграть с ней позже, когда девочка (мальчик) будет кататься на качелях». Возможен и другой вариант. Вы спрашиваете у своего ребенка, согласен ли он поменяться игрушками. Если да, то предлагаете другому ребенку на время обменяться игрушками. Желательно предложить несколько игрушек на выбор.


3. Вашему ребенку делают замечание.

После прогулки вы возвращаетесь домой. Малыш грязный с головы до ног. На лестничной площадке соседка начинает его укорять: «Как ты испачкался! Теперь бедная мама должна все это отстирать!» Малыш может болезненно воспринять это замечание. Он начнет стесняться других людей, будет неуверенным в себе, думать, что он плохой.

Что делать? Заступиться за своего малыша, но не агрессивно, а переводя разговор в мирное русло. Сделайте акцент о положительной стороне прогулки: «Да, мы шикарно прогулялись. Возвращаемся довольные и испачканные. А разве по-другому можно хорошо погулять?»


4. Ребенок пытается силой вернуть свою игрушку.

Малыши мирно копаются в песочке. Один из них подходит к вашему и берет, допустим, его совок. Ваш кроха злится и пытается вырвать свое добро силой. Так происходит потому, что малышу жалко расставаться со своими вещами. Кроме того, до 3 лет малыш не понимает, что его игрушку берут на время, а не навсегда.

Что делать? Разнимите драчунов. Дайте понять своему ребенку, что вы на его стороне, спросив его: «Ты хочешь вернуть свою игрушку?» Объясните поведение другого малыша: «Мальчик хочет покопать немного твоей лопаткой. Давай дадим ее ненадолго. Он очень будет рад!» После этого спросите у мальчика, хочет ли он обменяться игрушками.

В случае согласия убеждаем своего ребенка поменяться игрушками (но не заставляем!): «Погляди, у мальчика есть красивое ведерко. Давай с ним поменяемся. Он тебе даст на чуть-чуть свое ведерко, а ты ему на чуть-чуть свой совочек». Можно предложить свободу выбора: меняем не на совочек, а на одну из 2-3 других игрушек. Или задайте своему чаду вопрос, можно ли мальчику поиграть его совком, когда он сам наиграется. Чаще всего дети согласно кивают.

Если ваш ребенок ни в какую не хочет отдавать свою игрушку, уважайте его право. Объясните другому малышу: «Извини, мальчик. Дима хочет пока сам покопать своим совочком».

Если конфликт нарастает, переключите внимание ребятишек на общую игру. Можно поиграть в догонялки. В крайнем случае разведите малышей в стороны. Например, идите кататься на горку.


5. Очередь на качели.

Часто бывает так: только ребенок сел на качели, подходит другой малыш и просит дать покататься. Раз вы сели первыми, то качели пока ваши.

Что делать? Начать готовить ребенка к мысли о том, что скоро надо будет уступить качели другому малышу. «Смотри, малыш, тоже хочет кататься. Давай еще несколько раз качнемся и пойдем кататься с горки или на велосипеде». Если ваш кроха не хочет уступать качели, предложите малышу, стоящему в очереди, поиграть одной из ваших игрушек. Или выдумайте какой-то другой способ отвлечь его.

 

alt6. Ребенок дает сдачу.

Вашего малыша обидели, и он дал сдачу. Конечно, лучше со всеми дружить и решать конфликты миром. Впрочем, в некоторых ситуациях дать сдачи – самое действенная мера против драчуна. Не смотря на это, всегда предлагайте малышу мирные альтернативы.

Что делать? Скажите обоим драчунам: «Драться нельзя!»

Объясните, что нужно всегда договариваться, меняться игрушками и играть вместе.

Дома расскажите крохе, что давать сдачи можно только после предупреждения и не бить  противника сильно.

 

7. Ваш малыш взял чужую игрушку.

Малыши любознательны. Нет ничего удивительного в том, что их интересует чужой велосипед или машинка.

Что делать? Нужно подойти к ребенку-владельцу или к его маме и попросить игрушку. После игры нужно акцентировать внимание малыша на том, что игрушку мы ставим на место. Если вы не в курсе, кому принадлежит вещь, громко об этом спросите у присутствующих. Если выяснить личность хозяина не удалось, объясните ребенку: «Мы не знаем чье это и не можем брать без разрешения чужое». Теперь отвлеките малыша.

Если ребенок хочет поиграть именно этой игрушкой, чтобы предотвратить истерику, скажите, что берете игрушку и вместе идете искать ее хозяина.


8. Дети спорят или толкаются.

Выяснение отношений – частое явление между детьми. Они соперничают друг с другом: кто сильнее, умнее, красивее и делают это разными способами.

Что делать? Если никакой опасности для здоровья ребенка нет, можно не вмешиваться и не выяснять, кто зачинщик спора. Когда заметите, что конфликт набирает силу, разнимите детей. Переключите их внимание: «Поглядите сюда. Я давно на вас смотрю». С этой целью можно еще сказать одному и другому что-то типа: «У тебя грязные руки, а у тебя, дружок, шапка развязалась». На этом этапе конфликт может угаснуть. Полезно сказать, что вам нравится, когда «вы мирно играете», предложить общую игру.

 

Источник

MedKnow.Ru