Медосмотр школьника: к каким врачам идти


alt

При поступлении в школу будущие первоклашки, и уже состоявшиеся школьники должны пройти медицинский осмотр. Даже если ребенок не болел в течении года, или болел "банальным" ОРВИ - необходимо хотя бы раз в год посещать врача педиатра для профилактики. Ваш ребенок растет, развиваются все системы и органы и очень важно не допустить значительных отклонений в здоровье.

Детский организм имеет свойство компенсировать изменения в организме наносимые в том числе неблагоприятными факторами внешней среды (например, не по росту высота парты или стула).

Ребенок может не жаловаться на незначительные боли в спине при искривлении позвоночника, за ночь такие боли могут проходить или при ношении портфеля (рюкзака)  за спиной на двух лямках. Важно вовремя заметить и не допустить в данном случае сколиоз.

  

Скрытая опасность

Если ребенок перенес ОРВИ и не долечившись вышел в школу, могут формироваться функциональные нарушения, которые при поддаются корректировке и ребенок не формирует патологию органов или системы. Функциональные нарушения могут затрагивать не одну, а несколько органов и систем, и при физических нагрузках будт происходить неожиданный для всех сбой. 

Потому важно проводить профилактику хронических заболеваний и выявлять патологические функциональные изменения, чтобы не было несчастных случаев при небольших физических нагрузках или на уроках физкультуры.

Современные дети чуть не с пеленок "приклеены" к экранам гаджетов: телефон - это и погремушка, и нянька, более старшие дети "липнут" к планшетам и телефизорам, а с начальной школы - уже и к компьютерам - как оправдание - это же источник знаний. Но это также и снижение остроты зрения, плохая осанка - потом сколиоз, лордоз, кифоз, запоры, дискинезии желчевыводящих путей, лишний вес, нарушения ритма сердца, нарушения в нервной системе.

На проверку становись

Для определения группы здоровья и выявления функциональных отклонений необходимо пройти врачей:

Педиатра

Педиатр спросит про жалобы, проведет осмотр ребенка (измерит рост, массу тела, окружность грудной клетки) и, если необходимо, выпишет направления к специалистам и направит не необходимые обследования (ЭКГ, анализ крови, анализ мочи, кал на яйца глистов, биохимический анализ крови). После комплекса обследований по данным осмотров узких специалистов и результатам анализов педиатр составит план наблюдения и даст рекомендации по сохранению и восстановлению здоровья, также даст справку для уроков физкультуры с номером группы здоровья. Педиатр может провести различные тесты и функциональные пробы, определит коэффициент резистентности организма.

Кардиолога

Выслушает жалобы и направит, если необходимо на электрокардиограмму (ЭКГ), ЭКГ с нагрузкой, ультразвуковое исследование сердца и даже проведет пробы с нагрузкой. Выявит отклонения по своему профилю и даст необходимые рекомендации, назначит дату следующего визита.

Ортопеда

Ортопед выявит при осмотре деформации конечностей, грудной клетки, позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие, нарушение функций мелких и крупных суставов. Может направить на рентгенографию позвоночника, плантографию (выявление плоскостопия).

ЛОРа

Этот врач проверит остроту слуха, наличие гипертрофии небных миндалин, увеличенных и болезненных подчелюстных и шейных лимфатических узлов, аденоидное выражение лица, гнойные выделения из носа и уха. Может направить на рентген пазух носа, бронхоскопию, консультации сурдолога, фониатра, аллерголога, ревматолога, стоматолога, анализ отделяемого из носа, уха, придаточных пазух. 

Окулиста

Окулист определит остроту зрения, отметит наличие изменений со стороны век (колобома, опущение верхнего века, выворот верхнего, нижнего века), неправильный рост ресниц, асимметричное расположение глазных яблок, воспалительные заболевания. Если в семье наследственность отягощена (имеются заболевания у ближайших родственников) по заболеваниям органов зрения: миопия, астигматизм, гиперметропия. Может направить на целый ряд обследований: соскобы и посевы с коньюнктивы, визометрию, офтальмофскопию, ЭХО-биометрия глаза (длина оси глаза), аллергологические исследования. 

Из какой ребенок группы?

После комплексной оценки состояния здоровья детей принято относить к одной из групп здоровья

Группа 1 — практически здоровые дети без отклонений в состоянии здоровья по всем критериям здоровья, с незначительными морфологическими особенностями (аномалия ногтей, незначительная деформация ушной раковины) не требующими коррекции и не влияющими на состояние здоровья, с нормальным в физическим развитием, нервно-психическое развитие соответствует возрасту, редко болеющие не больше 3 раз в год.

Группа 2 — здоровые дети, но с факторами риска развития заболеваний, c морфологическими особенностями, с функциональными отклонениями, часто болеющие дети,  с нормальным  физическим развитием, с дефицитом или избытком массы тела 1 степени, нервно-психическое развитие нормальное или незначительно снижено.

Группа 3 — дети имеющие врожденные, наследственными или приобретенными хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, или полной ремисии с сохранением функциональных возможностей организма, с нормальным физическим развитием, с дефицитом или избытком массы тела 1-2 степени, нервно-психическое развитие нормальное или снижено, низкий рост.

Группа 4 — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации или неполной ремиссии со снижением функциональных возможностей организма, с нормальным физическим развитием, с дефицитом или избытком массы тела 1-2 степени, нервно-психическое развитие нормальное или снижено, низкий рост.

Группа 5 — дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации или обострением с большим снижением функциональных возможностей организма, с нормальным физическим развитием, с дефицитом или избытком массы тела 1-2 степени, нервно-психическое развитие нормальное или снижено, низкий рост, часто тяжелые обострения хронического заболевания, частые острые заболевания, дети с ограниченными возможностями.

Уроки физкультуры:  вред или польза?

Для уроков физкультуры школьники распределяются на медицинские группы для дозирования физической нагрузки и выбора направленности нагрузки после определения показателей физической подготовки.

К основной группе относят детей без отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, или с незначительными функциональными отклонениями, но с  достаточной подготовкой. Дети отнесенные к данной группе могут заниматься в спортивных секциях школы или в спортивных школах с участием в соревнованиях. Дети выполняют задания в полном объеме по школьной программе.

К подготовительной группе относят детей с незначительными отклонениями в физическом развитии и без достаточной физической подготовки. Дети выполняют задания в неполном объеме по школьной программе (ограничивается группа упражнений : нагрузка в беге, уменьшается число повторений).

К специальной группе относят школьников с значительными постоянными или временными ограничениями в состоянии здоровья, которые не мешают учебе в школе, но ограничивают занятия по основной школьной программе по физкультуре. Занятия с детьми из этой группы проводятся по специально разработанной общей программе или индивидуальной программе со сниженными нормативами. Также могут проводиться занятия по индивидуальной программе для конкретного ребенка (по рекомендации лечащего врача) - лечебная гимнастика (ЛФК). Сюда относят школьников после перенесенных острых заболеваний, существуют сроки допуска к основной программе после перенесенных заболеваний.   

Физическая культура важна для детей: если ребенок имеет особенности развития наследственного или приобретенного характера - физические нагрузки необходимо направлять на гармонизацию развития организма (не только укреплять мышцы спины при нарушении осанки).

Источник

МedKnow.Ru